Акустическая агрессия

 

По мнению ряда исследователей, деревья возле транспортных магистралей умирают гораздо быстрее своих лесных собратьев не только из-за автомобильных выхлопов, но и от превышения допустимой для них «дозы» шума. Для человека «звуковая агрессия» также весьма небезопасна.

До начала так называемой промышленной революции в Европе горожане «шумели» вполне умеренно. Самыми громкими были, пожалуй, церковные колокола. Хотя рьяные поборники тишины встречались давным-давно.

Ювенал, например, считал, что большая часть больных умирает в Риме от бессонницы из-за шума. Его «напрягали» грохот телег и крики прохожих на улице. А в древнегреческой колонии на юге Италии, именуемой Сибарисом, вообще не допускалось проживание кузнецов и жестянщиков! Ничего удивительного: ведь жили в этом городе самые настоящие сибариты. Рядовому же москвичу, к сожалению, тишина практически недоступна. Сибаритствовать теперь могут только богатенькие «буратины» на своих виллах в Подмосковье.

Специалисты Департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы, например, считают: в городе «сложилась неблагоприятная обстановка в плане шумового загрязнения территории». На некоторых улицах и примагистральных участках уровни шума от транспортных потоков в часы «пик» превышают нормативные значения. Ширина зон шумового дискомфорта от железных дорог в ночные часы составляет сотни метров. Шумовая характеристика МКАД, Садового кольца и так называемых вылетных магистралей превышает 80 децибелов. Это сравнимо с шумом прогреваемых перед взлетом турбин авиалайнера.

В зонах шумового дискомфорта от автотранспорта живут свыше 60% москвичей, причем эти показатели ежегодно увеличиваются. От «шумового загрязнения» особенно страдают жители Центральной части города.

На Тверской улице, Кутузовском, Ленинском и Ленинградском проспектах находится немало зданий повышенной этажности. А «шумовое загрязнение», по данным специалистов, особенно остро ощущают жильцы именно верхних этажей (даже если здания размещены с достаточным отступом от так называемых «красных линий» улиц). Оказывается, в приземном слое шум снижается более интенсивно благодаря звукопоглощающим свойствам «подстилающей поверхности» — так специалисты называют малые формы архитектуры, элементы микрорельефа, растительность.

Один американский специалист в области акустической экологии назвал шум «медленным убийцей». От которого, между прочим, страдают и обитатели московского центра в пределах Садового кольца. По данным, которые предоставили в Департаменте природопользования, в центре города трудно найти местечко с нормативно-допустимым уровнем шума. Почти 75% данных территорий испытывают акустические нагрузки на 5-10 децибел выше нормативных, а 10% «зашумлены» сверх нормы на 20 и более децибел.

С действием шума медики связывают рост сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, развитие тугоухости, язвенной болезни. Под влиянием шума возникают утомление, бессонница, снижаются работоспособность и внимание. Длительное воздействие шума на организм может привести к гипертонии.

Чтобы транспортный шум меньше давил на жилье, современные строители используют комплекс так называемых шумозащитных мероприятий. При сооружении Третьего транспортного кольца городские власти заменили оконные блоки во всех домах, оказавшихся в зоне сверхнормативного шумового воздействия. Вдоль проезжей части в наиболее «уязвимых» для грохота местах установлены специальные стенки-экраны.

…Шумят в городе не только автомобили, от которых достается обитателям центра. Почти 10% территории города находится под сверхнормативным воздействием шума от воздушных судов. Особенно страдают «спальные» районы: Ясенево, Тропарево, Теплый Стан, Солнцево (от деятельности аэропорта «Внуково»); Южное Бутово (аэропорт «Остафьево»), Митино, Молжаниновский, Зеленоград (аэропорт «Шереметьево»).

На второе место после транспорта акустические экологи ставят шум от коммунальных и промышленных объектов, орудующий на 10-15% зашумленных территорий мегаполиса. Вокзалы, автостанции, трамвайные депо, автобусно-троллейбусные парки, инженерные сооружения, торговые комплексы, гаражи-стоянки, мини-производства пищевого профиля — эти и многие другие объекты, размещенные непосредственно в зоне жилой застройки или на минимальном удалении от нее, портят нервы многим горожанам. Такое даже в кошмарных снах не могло присниться древним поборникам тишины. «Вредного много нам в уши идет», — жаловался когда-то «бедолага» Лукреций (поэт 1 века до нашей эры).

Тем, кто живет в зонах повышенного «шумового загрязнения», необходимо использовать индивидуальные средства противошумовой защиты. Частично спасут положение ковры на полу и стенах, линолеум на войлочной или пористой основе, двери, обитые войлоком.

Существует целый перечень производственных объектов, санитарно-защитные зоны которых устанавливаются по фактору шума. Это машиностроительные предприятия, типографии и швейные фабрики, автокомбинаты. Борьба с шумом на этих объектах ведется за счет инженерно-технических мероприятий.

Однако основная проблема, с которой сталкиваются городские власти при решении этой задачи, состоит вот в чем. Владельцы уже названных источников «шумового загрязнения» экономически не заинтересованы в снижении его уровня. Санитарно-защитные зоны занимают значительные пространства, а ведь на них могли бы размещаться коммунально-бытовые объекты, общественные и административные здания и даже здания жилой застройки. Экономический эффект от этого мог бы, по подсчетам специалистов, превысить сумму затрат на мероприятия по шумоглушению.

Да, тяжело приходится москвичам. Но и французам не легче: вечером на площади Святого Августина в Париже стоит шум, который специалисты сравнивают с ревом Ниагарского водопада. А на магистралях Нью-Йорка уровень шума обычно равен 85 децибелам. Если «наслаждаться» этим ревом постоянно, то запросто можно оглохнуть.

Странно, но факт: опасность от шума инстинктивно ощущают, как и животные, почему-то в основном люди среднего и пожилого возраста. Юные же завсегдатаи дискотек и любители плейеров буквально отдают себя на заклание «медленному убийце». Подростковые психиатры считают, что это крайне негативно отражается на ребячьей нервной системе. А некоторые врачи даже утверждают, что постоянный избыточный шум вреднее курения.

Поезд в столичной «подземке» издает звук в 100 децибелов, и, согласно проведенным экспериментам, от него засыхают комнатные растения. Шум реактивного самолета снижает работоспособность пчел и сводит с ума крыс. Вообще от избыточного шума все животные стараются убежать, улететь или уплыть. И это нормальная реакция организма. У многих современных молодых людей она по странной причине нарушена.

Лично я, например, знаю одного тридцатилетнего главу семейства, который просто не может находиться в тишине — она действует ему на нервы! Едва проснувшись, он включает телевизор в одной комнате, музыкальный центр — в другой, и радиоприёмник — на кухне. Жена и теща этого «звукомана» находятся буквально на грани нервного срыва и помешательства.

Человек с нормальным слухом воспринимает звуковые колебания частотой от 16 до 20000 гц, интенсивностью от нуля до 120 — 130 децибелов. Если интенсивность шума превышает эти показатели, то у человека могут возникнуть болевые ощущения вследствие давления на барабанные перепонки, а звук в 150 децибелов становится непереносимым. Поэтому в средние века даже применяли особый вид казни: убивали звоном колоколов (вблизи звук от них, говорят, просто непереносим).

Отрицательно влияет на здоровье людей чрезмерное по интенсивности, но также и не только по длительности шумовое воздействие. А ведь современного человека постоянно атакуют звуки своих и соседских стиральных машин, электродрелей, пылесосов, холодильников. А еще — движущихся лифтов, громыхающих мусоропроводов, хлопающих подъездных дверей. Видимо, поэтому в Финляндии распространена поговорка: «Наши уши — это наши нервы». В цивилизованных странах, между прочим, принято соблюдать «нормы общежития». Жильцы многоквартирных домов обязуются не нарушать некие установленные своды правил, регламентирующие шумовое воздействие на соседей. А у нас даже закон о шуме теперь есть, да кто же его исполняет?

Шелест травы и человеческое дыхание имеют громкость 10 децибелов. Громкая речь — 60 децибелов. Групповой ор школьников на переменах может доходить до 100 децибелов.

Cтатьи из категории «Здоровье»:

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (Нет рейтинга)
Загрузка...