Когда едешь — видишь, как крутится колесо

 

Нет, все-таки ошибались корифеи отечественной сатиры, утверждая, что статистика знает все, кроме разве что количества стульев в стране. Например, никогда не ответят мне статистики на вопрос: сколько миллионов километров проехали по дорогам России мои соотечественники на велосипедах?

Не берусь утверждать, но, по-моему, это расстояние должно измеряться парсеками. И никто из ученых не прибавит к этому астрономическому результату те 70 километров, которые преодолел мой отец зимой на велосипеде от Яхромы до Москвы, спасая партийную кассу ткацкой фабрики от немецких оккупантов.

Не случайно я вспомнила лихую годину 41-го, ведь велосипед, купленный моим отцом в 1928 году, был одним из первых велосипедов, выпущенных пензенским заводом имени Фрунзе. Позже, в шестидесятые, он, слегка отреставрированный и заново покрашенный, верой и правдой служил и мне, подростку, отдыхавшему на подмосковной даче. Во всяком случае, о продуктах мои родители не беспокоились: я всегда могла домчаться на нем до ближайшего городка по разбитой и часто раскисшей дороге, где не то что автомобилю — трактору порой помощь требовалась. Увы, ничто не вечно: от того исторического велосипеда сохранилась только рама, мирно покоящаяся среди малонужных вещей на дачном чердаке.

Может, это и случайное совпадение, но мои дочки катят по обустроенному проселку на велосипедах с женской рамой, собранных на том же пензенском заводе. Впрочем, совпадением это назвать нельзя: в лучшие свои времена на ЗИФе собирали более миллиона двухколесных машин в год, и неудивительно, что моя семья купила две из них с интервалом в много лет.

К сожалению, эти лучшие времена для российских велопроизводителей позади. В прошлом году все российские велопредприятия, вместе взятые, выпустили всего 360 тысяч велосипедов.

Причины спада производства те же, что и для многих российских предприятий. Главная же из них — нашествие на российский рынок иноземных велосипедов с роскошным дизайном и многочисленными причиндалами. Наших велостроителей государство практически не поддерживает. В отличие, скажем, от производителей автомобилей, в интересах которых периодически поднимают таможенные пошлины на ввозимые иномарки. Журналисты о проблемах российского велосипеда практически не пишут.

Я сама не против красивых двухколесных машин, собранных на лучших велозаводах мира. Пусть те, кто имеет на то средства, их покупают и красуются на подготовленных асфальтированных трассах. Но в то же время вспоминаю прошлогодние мучения моего соседа по даче, неплохого, между прочим, слесаря. В течение целого лета пытался он поставить на ноги (то бишь на колеса) импортный велосипед. И у меня пропадает желание покупать красивое, но трудно катящееся. Мне по душе наш отечественный велосипед, не боящийся ни российского бездорожья, ни «самодельного» ремонта.

Сегодня зифовцам удалось решить и проблему привлекательного вида российского велосипеда. До этого головной болью отечественных велопроизводителей всегда было отсутствие современных отделочных материалов и ярких красок. Импортировать же их было накладно. Но здесь дело сдвинулось с мертвой точки благодаря помощи Правительства РФ. И у нас будут отличные велосипеды, внешне похожие на те, что красуются в витринах московских магазинов, но приспособленные к нашим дорогам, а для любителей попрыгать на кочках — и к российскому бездорожью. А главное, этот самый демократический вид транспорта в состоянии будет приобрести каждый, ибо зифовский велосипед стоит в три раза дешевле аналогичного заграничного.

А что, подумалось мне, может, и внуки мои будут «шелестеть» колесами велосипедов, сделанных на заводе имени Фрунзе?

Cтатьи из категории «Танцы, Спорт и Фитнес»:

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (Нет рейтинга)
Загрузка...