Храм Парфенона в лучах света

 

В бесконечный «долгострой» рискует превратиться реставрация храма Парфенон на афинском Акрополе. Теперь принято решение вообще разобрать этот самый знаменитый храм мира на части и приступить к его кардинальному «лечению». Так постановил центральный археологический совет Греции.

После продолжавшегося около 20 лет «косметического ремонта» специалисты поняли, что без радикальных мер не обойтись. Железные скобы, которыми скрепляли барабаны колонн и стены храма, построенного 2,5 тысячи лет назад, проржавели и неумолимо разрушают мрамор. Поэтому восемь огромных «больных» колонн осторожно снимут с постаментов, тщательно отреставрируют отдельные части и только потом соберут.

Сколько времени продлится новый «ремонт», никто пока не знает. Однако ясно, что не один год …Будут, в частности, заменены на мраморные цементные вставки, которые во время последней реставрации ставили на место недостающих частей стен и колонн. Для этого используют уникальный мрамор, добытый рядом с легендарной горой Пендели, где в Древней Греции брали материалы для Акрополя. По оценкам специалистов, эта новая реставрация обойдется как минимум в миллиард драхм. Таких денег у Греции нет, и ей поможет ЕС.

Те, кто недавно побывал в Афинах, знают, что Парфенон и сейчас стоит в строительных лесах. Внутри храма установлен подъемный кран, изготовленный во Франции…

Уникальным сооружением греки гордятся по праву. Своим появлением Парфенон обязан выдающемуся правителю древних Афин Периклу. После отступления в 479 году до н. э. персидских войск из разоренной Греции Акрополь представлял собой обширное кладбище с грудами камней и осколками разбитых статуй. Разрушения надо было восстанавливать, и Перикл решил, что это надо сделать так, чтобы навеки прославить свой город во всем мире.

Однако далеко не все афинские граждане были согласны тратить огромные деньги на строительство храмов и украшение города. Поэтому Перикл, которого несколько раз избирали стратегом, выступил на народном собрании, которое было тогда высшей властью, и сказал: «Город должен использовать свои богатства на труды, чье завершение сулит ему бессмертную славу».

Как это ни парадоксально, именно греко-персидская война, которая привела к разрушению Акрополя, послужила в конечном итоге мощным толчком к началу работ по его обновлению.

Уникальный храм построили в рекордно короткий не только по тем, но и по нашим временам срок — всего за девять лет. К сожалению, ни чертежи, ни письменные свидетельства современников о том, как он строился, не сохранились. Парфенон возводили греческие мастера и рабы, выполнявшие все тяжелые работы. Но нет описаний, как все это в точности происходило. Не сохранились рассказы о том, какими инструментами пользовались строители, кто и что делал, откуда привозили материалы, как поднимали гигантские статуи, как выглядели подъемники… Имеется лишь свидетельство Плутарха, написанное 500 лет спустя, который отметил, что Парфенон стал «восхитительным украшением для Афин и произвел изумление во всем мире».

В 450 году главным руководителем работ на Акрополе был назначен великий скульптор Фидий. Ему было тогда 42 года, и его хорошо знали по всей Греции. Именно Фидий своими руками высек большую часть украшений Парфенона. Значительное число самых замечательных произведений из наружного его убранства было вывезено англичанином лордом Элгином во времена турецкого владычества над Грецией и сейчас находится в лондонском Британском музее. Греция упорно добивается их возврата, сделав эти требования одними из главных в своих отношениях с Лондоном. Однако англичане пока также упорно отвечают отказом.

Сам Парфенон вовсе не велик (170х31х17,5), многие соборы в других городах куда больше. В тех же Афинах больше Парфенона был, например, разрушенный ныне храм Зевса Олимпийского. Огромным Парфенон кажется, когда посетитель Акрополя оказывается перед ним внезапно. Этот эффект внезапности достигается тем, что до самого последнего момента для процессии, которая поднималась на акропольский холм, он был закрыт пропилеями. Пропилей, как считают некоторые, были построены лишь для того, чтобы как можно дольше закрывать Парфенон. Поэтому не случайно говорят, что у «греческих храмов нет размеров, а есть пропорции».

Сейчас уже не так заметен тот эффект, который придавало Парфенону освещение. В греческий мрамор — теплый и словно живой — лучи света проникали на глубину до двух сантиметров, и от того весь храм как бы светился. Теперь натуральный камень разрушен, почернел, но до сих пор Парфенон все же меняет свой цвет в зависимости от времени суток или времени года.

Когда Афины пришли в упадок, орды захватчиков веками остервенело грабили и разрушали храмы на Акрополе. Турки построили внутри Парфенона мечеть и устроили склад пороха. Это и послужило причиной трагедии. В XVII веке во время осады Акрополя войсками венецианского дожа Морозини в склад попала запущенная ими ракета. От этого взрыва храм был на половину разрушен. Сохранить то, что осталось, греки пытаются до сих пор…

Cтатьи из категории «Путешествия»:

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (Нет рейтинга)
Загрузка...