Может ли реклама научить читать?

 

Только не просто ленивый, но очень ленивый не ругает нашу рекламу. Засилье ее выводит из равновесия и старого, и малого, интеллигента и работягу, в общем, извиняюсь за жаргон, «она достала нас всех». 

Но, несмотря на всеобщее неприятие, она здравствует и расцветает, и захватывает все большие пространства нашей свободы и несвободы, заполняя все поры духовной и мыслительной деятельности. Вездесущая, всеядная, надоедливая, она стала частью нашей жизни, и от этого, как уверяют нас ее создатели и потребители, нам никуда не деться.

Помню, как когда-то меня удивило, какую ненависть она вызывала у героя рассказа Альберто Моравиа, написанного еще где-то в 70-х годах. Все действие рассказа разворачивается вокруг персонажа, у которого при виде рекламы начинался буквально нервный припадок. Он не знал, куда от нее спрятаться, куда деться, чтобы не слышать, не видеть, не зависеть. Мы тогда просто не понимали, что это такое. У нас не было ни что рекламировать, ни кому рекламировать. Не будешь же рекламировать пустые прилавки магазинов.

На Западе создание индустрии рекламы приходится на 30-е годы, то есть на те самые годы, когда умами овладела теория Фрейда, считавшего, что в основе всех поступков личности лежит половой инстинкт. Спрятанный в подвал подсознания, он руководит всеми помыслами человека. И потому, воздействуя на подсознание, мы формируем потребности человека, его желания, стремления, вкусы. Но это была лишь одна из теорий, которая со временем претерпела всяческие изменения. Мы же взяли на вооружение, создавая российскую рекламу, именно ее фрейдистский компонент. И потому все, что рекламируется у нас, от шоколадных страстей до молочных искушений имеет свой подтекст, свой привкус — сексуальный, половой, пошлый, наконец.

Дети усваивают рекламу прямо с пеленок. И это не преувеличение. Их речь изобилует выражениями, штампами, фразами, взятыми напрокат, которые по сто раз в день они слышат с телеэкрана. Недавно промелькнула по TV мысль о том, что кто-то технологическим путем (вроде того, что давая 24,5 кадра в минуту вместо 24 усваиваемых, я так поняла), пытается зомбировать наше население. Но мне кажется, что зомбирование, проще — оболванивание, гораздо эффективнее происходит через рекламу, когда в голове прокручиваются сплошные клише и банальности, почерпнутые из «ненавязчивых» роликов. И что должен уметь ребенок, который часами сидит перед TV и буквально поглощает реплику за репликой? Наверняка, не то что нужно.

Приведу для примера только один разговор, случайно услышанный в троллейбусе. Впереди меня сидел парень и довольно громко разговаривал по мобильному телефону. Это был не диалог юмористов из «Аншлага», не литературный персонаж — всем известной людоедки Эллочки, а обычный диалог современного человека. Не знаю, о чем его спрашивали, но запомнились его реплики, потому что были они на слуху: «Не дай себе засохнуть», «С такой связью далеко не уедешь», «Свежее решение», «Минимум калорий и максимум наслаждения», «Ведь ты этого достойна», «Правила существуют, чтобы их нарушать» и т. д. А мой сосед по даче, правда, уже немолодой человек, постоянно повторяет: «Домик в деревне — это хорошо», «Сад для своих любимых», «Бочкарев — правильное пиво».

Человек перестает мыслить, в голове у него ответы на все случаи жизни. Все это напоминает набор афоризмов из какой-то затверженной пьесы. Мы теряем свою самобытность, а значит, теряем и личность. Слушая предписания вездесущей рекламы, успеваю только удивляться, как быстро мы научились раскручивать, казалось бы, самые неходовые товары, далекие и от нашей жизни, и от нашей культуры.

К примеру, марш по стране Гарри Поттера просто ошеломляет. Ничего не имею против волшебной магии Дж. К. Ролинга, но думаю, что изумрудный город Волкова или полеты на крышу Карлсона, или, в крайнем случае, путешествия Незнайки и игра ума и логика дедуктивных построений известного сыщика гораздо ближе российским детям, которых в наш телевизионный и компьютерный век никакими силами не усадить за книгу. А тут вдруг мальчики и девочки поголовно бросились читать Поттера, заставляя родителей покупать книгу за любые деньги, и, причем немалые.

«И вот уже не Гоголя и Пушкина, а Поттера с базара понесем». Ведь если ты не познакомился с Гарри, ты окажешься вне тусовки, отсталым и несовременным. Можно не иметь представления о Тютчеве и Гоголе, Марке Твене и О. Генри, но о Гарри Поттере ты должен знать непременно все. Стоит поздравить наши достойные СМИ и особенно радиостанцию «Эхо Москвы» с «величайшей победой на педагогическом фронте» — приохотили к чтению целую ребячью рать. Только вопрос вот о чем. Какой очередной bestseller навяжут нашему юному читателю наши «бескорыстные» СМИ?

И все-таки этот эксперимент заслуживает внимания. Значит, дети не так уж равнодушны к чтению, значит, способны воспринять наши советы. Только делать это должны талантливые педагоги, любящие детей.

Cтатьи из категории «Дети»:

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (Нет рейтинга)
Загрузка...