Кто в доме хозяин

 

То, что современные дети не путают сказку с жизнью, очень убедительно показал проведенный нами эксперимент.

Каждому из малышей лет пяти-шести вручили две планшетки и набор картинок с изображением различных сказочных и не сказочных бытовых предметов и сказали: разложи «по полочкам», что для мамы – на одну планшетку, а что для папы — на другую. Среди «предметов» были и однозначно женские или мужские, и нейтральные, которые могут использоваться и теми, и другими.

С однозначными дети разобрались сразу: женские — мамам, мужские — папам. А вот над «нейтральными» подумали и распределили их сообразно тому, что видят у себя дома: все предметы хозяйственного обихода, даже молоток с гвоздями, «отдали» маме, а все предметы отдыха — телевизор, книги, газеты, лыжи, а также мягкое кресло «получили» папы.

Затем эксперимент изменили: родители были заменены персонажами сказок — Иваном-царевичем и Василисой Прекрасной. И тут уже дошколята сориентировались точно — сообразно с тем, что является мужским делом, а что женским. Поэтому Ивану-царевичу уже не отдали мягкое кресло, а Василисе Прекрасной — молоток с гвоздями. Но, когда затем детям предложили отобрать предметы, необходимые им самим для будущей взрослой жизни, они тут же вернулись к родительской модели: мальчики опять завладели «мягким креслом» со всем «папиным набором» в придачу, а девочки отнюдь не отождествили себя с Василисой Прекрасной — знают, выходит, что в жизни все иначе, чем в сказке…

«Сказка — ложь, да в ней намек…» И «намек» этот очевиден: сказка учит, «как надо», а уж твое дело следовать ее модели, в которой четко разграничено — «что такое хорошо и что такое плохо», — или же строить свою жизнь, путая эти полярные понятия. Для ребенка сказка исключительно важна — она является источником, из которого малыш черпает представления о жизни, о добре и зле, о разных типах семейных отношений. Вот почему так важно не забывать про русские народные сказки. Иногда даже полезно, чтобы детская комната для девочки или мальчика имела небольшой экскурс в истории русской сказки — обои, игрушки.

Сказка рисует три типа семьи: архаичную, представляющую дружную родовую общность, где все держатся друг за друга (прототип — «Репка»), патриархальную, в которой четко разграничены половозрастные роли («Василиса Прекрасная») и «новую» семью — с началом распада патриархальных отношений и смещением семейных ролей («Сказка о рыбаке и рыбке»). Вспомни, как помыкает стариком сварливая и жадная старуха жена, у которой он — муж, кормилец! — находится под каблуком. И поскольку в сказке все обострено до предела, симпатии ребятишек уж, конечно, не на стороне вздорной жены, и то, что осталась она у разбитого корыта, воспринимается ими как заслуженное и справедливое возмездие.

Так сказка учит и воспитывает, выстраивая модель здоровой и крепкой семьи. И как жаль, что она постепенно вытесняется из мира детства, что малыши постепенно утрачивают интерес к ней и ее модель день за днем все больше и больше вытесняется телевизионными стандартами, как правило, низкого эстетического и особенно нравственного содержания. Это, безусловно, отрицательно сказывается на формировании у ребенка жизненных идеалов и семейных ценностей.

К этому надо добавить и изменение статуса ребенка в семейной структуре: от подчинения родительской воле к отношениям паритетности. И если, как это часто бывает в наших семьях, паритетность преступает разумную грань, то это в совокупности с ежедневным телевизионным «вливанием» приводит к весьма плачевным последствиям — к падению родительского авторитета, формированию социальной инфантильности, снижению истинных семейных ценностей и потере целомудрия — одной из самых ценных особенностей российского менталитета. Растет взаимное отчуждение родителей с детьми, снижается уровень психоэмоционального благополучия ребенка в семье.

Поистине шоковый результат дало психологическое обследование одной из московских школ: 30% первоклассников предпочли находиться больше времени в школе, нежели дома, объяснив это просто: «В школе
лучше». Не потому, что в школе им хорошо, а потому, что дома — хуже. А станут постарше — «лучше» будет на улице или в тусовочном подвале — где угодно, только не дома.

Вот к каким тяжелым раздумьям привел маленький эксперимент в детском саду. Так что же происходит в наших семьях?

Cтатьи из категории «Дети»:

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (Нет рейтинга)
Загрузка...