Мебель как стиль и форма жизни

 

Ничто так не определяет будничное, нормальное жизнеощущение человека, как окружающая его среда (и дома, и на службе заполненная мебелью). Идея эта не нова.

Она так или иначе разыгрывалась всей европейской культурой и в начале ХХ века спровоцировала выделение дизайна в самостоятельную сферу. Мебель может изменить ваше настроение и жизненный тонус, в разных интерьерах жизнь происходит по-разному, у разного окружения своя энергетика… Мебель как стиль и форма жизни — этот мотив четко прослеживается на таких шоу, как кельнская "Мебельная ярмарка".

Сказать, что международная выставка мебели в Кельне — грандиозное зрелище, явно недостаточно. Размах ее более точно показывают цифры: свои достижения на 275 000 кв. метров выставочной площади показывают 1580 фирм со всего мира. Для наглядности: общую площадь можно сравнить с сорока футбольными полями! По количеству участников лидирует Германия (600 фирм), за ней следует Италия (277 фирм). Представлены разные континенты: США (14 фирм), ЮАР (7) и даже Филиппины и Малайзия. Только что закончившие войну Сербия и Хорватия и то показали по одному стенду… И лишьотечественной продукции на этом празднике мебели нет. Заявленные в каталоге петербуржцы в конце концов отказались от участия. Зато есть эстонская фирма, мебель которой увешана табличками "Don't touch" — "Не трогать" (это едва ли не единственный случай на ярмарке, где посетителям не возбраняется присесть и прилечь куда им вздумается).

Отсутствие русской мебели, понятное дело, уровня экспозиции отнюдь не снижает. Он определен престижностью одной из самых крупных в Европе выставок-ярмарок, проходящей в Кельне ежегодно в январе месяце. Сотни стендов с мебелью, десятки рядов стульев и диванов, километры матрасов (с различной набивкой, вплоть до водяных матрасов с подогревом, можно даже купить матрас ортопедический), целый этаж кухонь, раздел антикварной и стилизованной мебели и особая выставка дизайнера Яна Армгардта "Мебель из бумаги".

На ярмарке представлены как достижения фирм, работающих с известными дизайнерами и создающих Большую Мебельную Моду, так и среднестатистическая мебель. Вы можете найти здесь все, на любой вкус — от резного дубового шкафа (существа, вырезанные на нем, сделаны так натурально, что — прямо по Андерсену — живут своей жизнью) до стула, ножки которого вторят "югендстилю" и похожи на нежную шею фламинго; от стеклянного обеденного стола на хрустальной колонне до авангардных брутальных шкафов из неструганого дерева с нарочито проржавленными металлическими вставками. Обилие стилевых нюансов и дизайнерских решений (например, сотни различных способов крепления ножек к столешнице, что наверняка очень интересно профессионалам, а для нас, потребителей, остается за пределами восприятия), разнообразие материалов, цветовых оттенков, аксессуаров — всего не опишешь. Потому придется ограничиться современной перспективной мебелью, представленной в первых четырех залах выставки.

Первый, второй и третий залы названы "Дизайнерским авангардным центром", в четвертом располагаются крупнейшие фирмы Германии, Франции, Италии — законодатели современного вкуса. Вкус этот основан на простоте и констуктивности формы, естественности решений, максимальном использовании натуральных материалов. Комфорт без излишеств, строгость и элегантность, роскошь, заключенная в пленительной простоте решений, — этими принципами руководствуется известная французская фирма Ligne Roset, существующая с 1860 года, а на сегодняшний день имеющая свои филиалы в США, Германии и ряде других стран Европы. Полгода назад первый магазин Ligne Roset открылся в Москве, и будем надеяться, что это событие несколько смягчит "суровый" вкус наших соплеменников, "сдвинув" его от плюшевых диванов с резными ручками в сторону легких полотняных палевых, светло-серых и нежно-оранжевых кресел, где металл подлокотников радостно звенит, подчеркивая легкость и элегантность конструкции. С Ligne Roset постоянно работают известные дизайнеры Петер Мали и Паскаль Моург, которые совместно с ее владельцем господином Пьером Розэ и определяют фирменный стиль. Коллекция 1997 года удачно дополняется светильниками, созданными по проекту молодого французского дизайнера Адриана Гардрэ, — это нежно-желтые, розоватые и светло-зеленые формы из мягкого пластика, кажущиеся почти живыми существами. Сравнивая коллекцию "Ligne Roset" с другими стендами, приходишь к выводу, что среда действительно может определять сознание и даже менять его (в данном случае несомненно в сторону оптимизма и ощущения "легкости бытия").

На стендах ряда других фирм, представленных на ярмарке, тоже прослеживается линия решения жилища как просторного и светлого помещения с изысканно-простой и целесообразной мебелью, живыми цветами (на выставке их невероятно много — от оранжевых тюльпанов и композиций из сочно-зеленых капустных листьев до кактусов), простыми драпировками и коврами, часто в сопровождении абстрактной живописи и минималистских скульптур. В интерьер вводится и стеклянная мебель — прозрачные столы, шкафы, полки, что создает особый эффект парения лежащих на ней вещей в некоем едином пространстве. Натуральные материалы — хлопок, парусина, кожа, пенька, войлок в сочетании с теплыми бежево-серыми тонами дополняют этот образ. Тем самым овеществляется сам дух нашей эпохи — эпохи, преодолевшей постмодернизм (остатки его в виде стилизованной крестьянской, барочной или рокайльной мебели — правда, в огромных количествах — отчетливо вытеснены на периферию, на первые этажи залов).

Нам предлагается новый стиль, перекликающийся, правда, с рубежом 60-70-х годов — стиль новой простоты и респектабельного комфорта. Стиль без ярко выраженной иерархии — все предметы могут быть полезны всем и всюду. Стиль не явно антитехнократический, но позволяющий современной технике (прежде всего компьютеру и телевизору) сосуществовать с общей гуманизированной средой, а не подавлять ее.

В залах "Авангардного дизайнерского центра" образ этот порой доводится до абсурда (на то он и авангард в этом смысле мебельная мода вполне сравнима с модой Hautе couture: красиво, но на себя не наденешь). Здесь посетители качаются в круглых пластиковых креслах, подвешенных к потолку на цепях (немецкая фирма Adelta), или подпрыгивают на надутых прозрачных креслах фирмы Sievert line (Германия). Остроумный "попсово-эротический" вариант мягкой мебели создала другая немецкая фирма — Bretz, представившая кожаные черно-красные пуфики "Адам и Ева", чья форма повторяет принятые в биологии символы мужчины и женщины, кресла "Дональд Дак" и "Гуффи", а также по-своему прелестный диван "Корова Эльза" с черно-белой обивкой и розовой подушечкой в форме вымени.

На фоне игр с массовой культурой очень интересной и чистой по идее кажется работа молодого дизайнера из города Кассель Маттиаса Рексфорта (фирма X-Products, завоевавшая приз на конкурсе дизайнеров в Осаке в 1995 году). Его чрезвычайно простые по форме кресла сделаны из светлого матового дерева и снабжены ковриком и подголовником из свернутого куска войлока. Символичность войлока, которую отметил еще в 70-е годы легендарный Йозеф Бойс, здесь переходит в новое качество — войлок снова воспринимается как актуальный материал для нового жилища.

И все же мебельный авангард на ярмарке кажется скорее "слишком человеческим". Памятуя о дизайне 1910-1920 годов, когда даже мебель помогала создавать идеал человека Будущего, живущего (по советской версии) не в своем гнездышке, но в коллективе, отчего ни мягкая мебель, ни индивидуальные кухни ему просто не были нужны, или (по европейской версии), занятого настолько, что мебель "для релаксации" была излишней, современная мебель представляется вполне удобной, а цели ее создателей — лишенными радикализма. Все предметы, представленные на ярмарке, вполне соотносятся с человеком и служат ему.

А если к тому же добавить, что эта мебель практически вечная, не ломается и не рвется, а некоторые фирмы дают сорокалетнюю гарантию, то преимущества посещения ярмарки станут очевидны.

Но этим мебельная неделя в Кельне не исчерпывается. 60 городских галерей подготовили к ярмарке экспозиции под общим названием "Интерьерный дизайн": это и особые выставки мебельных фирм (например, итальянская Edra Mazzei: показывается в помещении всемирно известной галереи Karsten Greve), и чисто художественные проекты (например, разноцветная мебель и светильники из переработанных пласстмасс, выставленные в галерее Weise), и даже целая программа дизайнера Инго Маурера по осмотру светильников, находящихся внутри полой металлической части Duetzer Bruecke — одного из мостов через Рейн.

Добавим, что сентенция "интерьер определяет сознание" в здешней среде уже давно не лозунг, а неотъемлемая часть жизни.

Cтатьи из категории «Уют в Доме»:

Оцените статью:
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка...
 
 
Перейти к верхней панели