Ораторское искусство, или Как правильно общаться

 

Ораторское искусство поможет тебе быстрее сделать успешную карьеру, наладить дружбу с коллегами и партнерами, стать намного увереннее. Что объединяет большинство политических деятелей и успешных предпринимателей?

Во многом они обязаны своим успехом умению красиво и убедительно говорить. Наверняка ты сможешь припомнить парочку примеров, когда умная, но скромная сотрудница годами ждала повышения, а экспрессивная коллега попроще двигалась вверх семимильными шагами. Так ты еще раздумываешь, стоит ли учиться правильно разговаривать?

Учиться говорить можно и нужно, а главное — никогда не поздно. Существуют специальные тренинги и книги по развитию навыков коммуникации. Они станут хорошей основой для дальнейшей самостоятельной работы. Современная мода в деловом мире требует умения владеть своим языком на высоком уровне.

Если у человека есть речевые дефекты и они не поддаются коррекции, имеет смысл строить карьеру там, где устную речь можно заменить письменной, или там, где работать предстоит не с людьми, а с цифрами, техникой. Высокий профессионализм способен компенсировать недостаточную способность к коммуникации.

Зарядка для голоса

Так с чего же начать? Над речью нужно систематически и кропотливо трудиться. Те специальные приемы и технологии, которые ты почерпнешь на тренинге или освоишь по книге, нужно тщательно отработать. Ну а первым шагом к правильной речи послужит борьба со словами — паразитами. Забудь про все «как бы», «типа» и тому подобные ничего не значащие фразы. Помни: наибольший эффект даст общение уверенным и четким голосом. И почаще употребляй красивые слова. Выработать такое умение поможет несколько простых рекомендаций.

1. Каждый день узнавай какое-нибудь новое слово

Думаешь, не наберется столько? Попробуй открыть орфографический словарь и пробежаться по нему. А там ты найдешь слова: «дагеротипист», «касека», «шагла» и многие другие. Ты удивишься, сколько слов мы не знаем. Они сделают твою речь значительно привлекательнее.

2. Тренируй голос, чтобы он был более выразительным

Ежедневно читай вслух одну — две страницы из книги. Если по работе тебе приходится часто выступать, регулярно заглядывай в рабочие бумаги или периодику по своей специальности, чтобы все необходимые термины и выражения, относящиеся к твоей трудовой деятельности, от зубов отскакивали. Вспомни несколько поговорок и повторяй их в течение семи — десяти минут утром и вечером. А еще можно спеть вслух любимую песенку.

3. Слушай себя. Запиши свою речь на диктофон и прокрути

Звучит она необычно, не так, как ты себе представляла. Часто люди бывают просто шокированы, когда слышат впервые свой голос со стороны. Отметь то, что тебе понравилось, и то, что не вызвало восторга. Вот над последним пунктом и стоит работать. Например, у тебя красивый тембр голоса, но ты иногда затягиваешь слова. Постарайся говорить их быстрее. Включи внутреннего цензора и корректируй свою речь. Через месяц снова запиши речь на диктофон и отметь изменения, которых тебе удалось добиться.

4. Поработай над диафрагмой и увеличением объема легких

Засеки время и на вдохе тяни гласную «а», пока хватит сил. Затем посмотри, сколько секунд тебе удалось продержаться. Если более 25, это хороший показатель, а если менее, то есть над чем потрудиться. Теперь тяни так же гласные «о» и «и». И так ежедневно, пока ты не научишься удерживать эти звуки дольше 30 секунд. Благодаря данному упражнению ты будешь говорить четко, без одышки.

Ах, какая фигура!

Следующей ступенькой курса начинающего оратора может стать овладение фигурами речи. К ним относятся особые приемы, которые не вносят никакой новой информации в предложения, зато помогают с помощью переносного значения слов дать более яркую эмоциональную окраску деловой беседы. Благодаря им коллеги с нетерпением будут ждать твоего выступления, и ты быстрее донесешь до них нужную информацию, сделаешь необходимые акценты.

Русский язык многообразен. В нем существует несколько десятков фигур речи. Но я приведу примеры семи — наиболее удачных для делового общения.

1. Переносное значение: метафора

Например, «электронное письмо прилетело как раз вовремя». «Компьютер завис». Письмо не может летать, это не птица, а компьютер стоит на столе и висеть не собирается. Тем не менее, красиво получается. Метафора позволит сделать твое выступление гораздо интереснее. Оно будет выгодно отличаться от других скучных докладов и привлекать внимание. Американские менеджеры взяли этот прием на вооружение много лет назад, ему обучают в специальных бизнес-школах и на курсах ораторского мастерства.

2. Легкая насмешка: ирония

Она указывает на истинную суть вещей намеками или с помощью противоположного значения. Как будто предмет обсуждения вовсе не такой, каким кажется. Но за ироничными интонациями улавливается скрытое значение. «Начальник обещал мне повысить зарплату Ага, конечно, повысил, два раза…» «График сорвал, партнеров наших подвел. Ну ты у нас герой!» Она способна добавить в общение позитив, наладить дружеские отношения с сослуживцами, сгладить конфликты и дать тебе возможность без ущемления самолюбия посмеяться над собой.

3. Художественный образ: аллегория

Выражает твои мысли немного высокопарно, с помощью всем известных художественных образов или понятий. Например: «В нашем отделе завелся донжуан» или «Знаем мы таких шумахеров. Он меня чуть не сбил на машине, когда я к офису подходила». Аллегорию очень выгодно использовать, когда нужно акцентировать внимание на какой-то проблеме, указать, что ее решение будет очень важно для общего дела, выразить свои бурные эмоции по какому-либо вопросу, при этом используя минимум слов. Яркие «говорящие» образы помогут передать, что ты чувствуешь по тому или иному поводу.

4. Хитрое противоречие: оксюморон

Соединяет слова и выражения, противоположные по значению. «Невыносимо легкий проект», «Чтобы выполнить эту работу в срок, надо в который раз вспомнить старые новые принципы». Хороший прием, чтобы подчеркнуть, насколько некоторые ситуации необычны и парадоксальны. Или когда нужно заострить внимание на какой-то отдельной проблеме, требующей сложного или нестандартного решения.

5. Искусное приуменьшение: литота

Помогает сказать о чем-то мягче, приуменьшить «масштаб беды», сгладить острые углы. Например, «Там дел-то на десять минут». Очень пригодится, когда нужно сообщить коллегам какую-то не очень приятную новость, попросить их о невыгодном для них одолжении или о сверхурочной работе.

6. Выгодное преувеличение: гипербола

Противоположность литоте. С ее помощью можно с выгодой для себя преувеличить сказанное. «Принесите мне самый главный документ», «Дополнительное образование даст вам море возможностей». Гипербола поможет лучше презентовать свои заслуги перед партнерами по бизнесу. Главное — не переусердствовать. Восхвалять себя уверенно, но в меру, чтобы не было похоже на хвастовство.

7. Выделенная часть предмета: синекдоха

Называет весь предмет или явление через какую-то его часть. «Розовая кофточка» снова опаздывает на работу». Синекдоха поможет тебе овладеть искусством намеков, которые иногда просто необходимы в общении. Она незаменима в кулуарных беседах.

Cтатьи из категории «Карьера и Деловой Мир»:

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
голосов: 1 (рейтинг: 5,00 из 5)
Загрузка...