Глубина и резкость Юсуфа Карша

 

Странная вещь — судьба фотографа. Бродит он со своей камерой в поисках любопытного кадра, что-то снимает, ухищряется быть всегда в тени и в то же время в эпицентре событий. И так изо дня в день. Пока однажды кто-то из сильных мира сего не приметит очередной мелкокалиберный снимок и не предречет непризнанному таланту безоблачное и сытое будущее. Так было и с Юсуфом Каршем (Yousuf Karsh) — 1908-2002 годы жизни.

Начало пути

Один из самых известных портретных фотографов за все времена существования фотографии родился в Мардине, в восточной части Османской империи (ныне Турции). Его детство было полно слез, потерь и унижений. Мальчик рос в настоящем гетто, где армянское население подвергалось жестокому геноциду — «очистительной» политике, проводимой турецким правительством в первой четверти XX века. В 1922 году семья Карша решилась покинуть Турцию и перебраться в Сирию. Уже на новом месте родители мальчика умудрились за пару лет встать на ноги и скопить достаточно денег, чтобы отправить Юсуфа в Канаду, в Шербрук, где жил его дядя, фотограф Джордж Нагаш.

Видя страдания своего народа, нутром ощущая эго физическую и душевную боль, Юсуф Карш с детства мечтал стать доктором. Но он был еще слишком юн и пока проводил свободное время, помогая дяде в фотостудии. Иногда Юсуф сбегал из студии и долго слонялся с подаренной камерой по окрестностям Шербрука. Однажды приятель Юсуфа послал его фотографию на конкурс. Работа получила главный приз в 50 долларов. Так начинающий фотограф и несостоявшийся врач Юсуф Карш заработал свои первые деньги на американском континенте.

В общей сложности Юсуфом были «скаршеграфированы» 51 из 100 самых знаменитых людей XX века. Среди них — Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Томас Манн, Сомерсет Моэм, Жан Конто, Фидель Кастро, Джон Кеннеди, Одри Хепберн, Эрнест Хемингуэй. Этот рекорд еще не побит.

Усмиряя льва

К 1940-м годам Юсуф заслужил репутацию уважаемого фотографа. Номера телефонов известных кинодеятелей и достопочтенных политиков, желающих ему позировать, уже не вмещались в записную книжку. Однако после декабря 1941 года о Карше заговорил весь мир.

В самые трагичные дни Второй мировой в Оттаву с официальным визитом прибыл премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль. Юсуфа Карша пригласили запечатлеть влиятельного британского политика во время его выступления перед Парламентом. К волнительной и обязывающей быть на высоте фотосессии Карш готовился заранее: разместил оборудование, направил свет и принялся терпеливо ждать.
— Что за слепящий свет? — раздраженно, почти с криком произнес вошедший в переговорную Черчилль. В комнате повисла напряженная тишина.
— Сэр, — собрался с духом Карш, — смею надеяться, что вы позволите сфотографировать вас в этот исторический момент?
— Две минуты и один снимок, — резко выпалил Черчилль и закурил сигару.

Атмосфера накалилась до предела, казалось, в воздухе проскакивали разряды тока. Внезапно Юсуф осознал, что сигара будет лишней. К тому же почти на всех фотографиях того времени Черчилль изображался с этим неизменным атрибутом. Попытка предложить пепельницу могла стать последним событием в жизни фотографа. Тогда Карш, смущенно пробормотав «простите, сэр», выхватил сигару и спешно вернулся к камере, чтобы сделать-таки кадр.

Ошеломленный от наглости фотографа Черчилль агрессивно, воинственно подался вперёд, а минуту спустя, после съемки, пожал ему руку: «Да, вы, без сомнения, можете успокоить разъяренного льва». Элеонора Рузвельт, узнав о дерзком поступке, заметила: «Это, вероятно, было первое серьезное поражение Черчилля».

Вымеренный, концентрирующий внимание на деталях, классический «голливудский» свет, озаряющий главным образом лицо и руки модели, в контрасте с темной одеждой и темным фоном, стал фирменным почерком Юсуфа Карша.

Портрет Черчилля напечатал журнал «Life». Кстати сказать, заплатили фотографу всего 100 долларов — мизерный гонорар даже по меркам военных лет. Однако всё гениальное оценивается спустя время. Сегодня это один из самых распространенных фотопортретов в мире, с которого не перестают делать почтовые марки и постеры. Редкая книга по истории Великобритании или Второй мировой войны обходится без этого изображения.

В галереи представлены фотографии следующих лиц (слева-направа/сверху-вниз соответственно):

Сэр Уинстон Леонаард Спеенсер-Черчилль (Winston Churchill). Фото: 1941 года
Ян Сибелиус (Jean Sibelius). Фото: 1949 года года
Джордж Бернард Шоу (George Bernard Shaw). Фото: 1943 года
Эрнест Миллер Хэмингуэй (Ernest Hemingway). Фото: 1957 года
Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Фото: 1954 года
Роберт Фрост (Robert Frost). Фото: 1958 года
Альберт Эйнштейн (Albert Einstein). Фото: 1948 года
Хелен Келлер и Полли Томпсон (Helen Keller with Polly Thompson). Фото: 1948 года
Джорджия О'Киф (Georgia Okeeffe). Фото: 1956 года
Джоан Миро (Joan Miro). Фото: 1966 года
Пабло Казальс (Pablo Casals). Фото: 1954 года
Мухаммед Али (Mohammad Ali). Фото: 1970 года
Альберт Швейцер (Albert Schweitzer). Фото: 1954 года
Марк Шагал (Marc Chagall). Фото: ND
Жак-Ив Кусто (Jacques Cousteau). Фото: 1972 года
Театральная постановка «В ожидании Лефти» (Waiting for Lefty). Фото: 1936 года
Кристофер Бин (Christopher Bean). Фото: 1936 года
Ромео и Джульетта (Romeo et Juliette). Фото: 1936 года
Портрет Жерара Депардье (Portrait de Gerard Depardieu). Фото: 1982 года
Фидель Алехандро Кастро (Fidel Castro)
Audrey Hepburn (Одри Хепбёрн)

Cтатьи из категории «Мировой Бомонд»:

Оцените статью:
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка...
 
 
Adblock detector